Инновационные модели современного урока предполагают динамичное развитие всех сфер личностного развития ученика. В рамках личностно-ориентированного подхода наиболее актуальным становится использование таких методов обучения, которые в полной мере помогут раскрыть индивидуальный мир ребенка, способствуют совершенствованию способов познания окружающего мира. Исследовательские технологии направлены на формирование у школьников научных понятий, исследовательских умений и навыков, знакомство с основами проведения экспериментальной работы. Выбор того или иного метода исследования во многом зависят от возрастной категории учащихся, комплекса сформированных у них умений, навыков работы с материалом экспериментального характера.
Уже с 5 класса, на уроках естествознания ведется планомерная работа по освоению учащимися таких методов научного познания, как наблюдение, первичный анализ наблюдаемого явления, сопоставление, сравнение, высказывание своей точки зрения. В 8 и 9 классах, когда формируется предпрофильная подготовка с углублением в области естественнонаучного цикла (биология, химия) на первый план в исследовании выступают работы, связанные с всесторонним анализом изучаемых проблем. Начиная с 9 и по 11 класс в практику исследовательских технологий вводится эксперимент.
В нашей школе ведется обоюдное сотрудничество с учителями по разным предметам цикла (биологии, географии, химии, физики), что определяет возможное создание базовых условий для проведения эксперимента.
Несколько условий для успешной исследовательской деятельности: цель исследования должна быть конкретной; задачи исследования должны быть доступны; тема исследования должна быть актуальной; работа должна быть интересна самому исследователю. Планирование работы подразумевает необходимость выбрать методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть необходимый объем наблюдений или количество опытов. Выбор методики зависит от цели и предмета исследования. Любое проводимое исследование должно предусматривать контрольное и повторное измерение или наблюдение. Например, проводимые в 2005-2006гг учениками 11А класса эксперименты: Тихомировой Екатерины – «Исследование влияния пероксида водорода на количество белков, извлекаемых при кислом электрофорезе» и Шенгелия Лаши – «Изучение влияния пероксида водорода на вязкость гемицеллюлозы колеоптилей кукурузы» предусматривали троекратную повторность в проведении опытов.
Регистрация и фиксирование экспериментальных данных ведется в особом журнале по проведению эксперимента.
|