Пятница | 22.11.2024 | 22:42
Приветствую Вас Гость
<- Назад | Главная | Урок-мастерская | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Мини-чат

Опрос
Как часто Вы посещаете наш сайт?
Всего ответов: 249

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Сегодня на сайте были:


Зарегистрировано: 276

Урок-мастерская

Урок-мастерская построения знаний в 11 классе по теме « Дом и бездомье» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Что дает урок-мастерская учащемуся?
Падение читательской деятельности, перегруженность учащихся старших классов уроками и дополнительными занятиями, делают их безучастными на уроках литературы.
Нетрадиционная форма обучения – урок-мастерская – позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя или поэта, сконцентрироваться на острых проблемах времени , не утративших свою актуальность и теперь, освоить «в процессе рефлексивной деятельности изучаемую тему как свою», создать собственное, пусть небольшое, произведение, быть положительно оцененным по окончании работы.

Ход урока

  1. Cегодня мы будем говорить о доме и домах, имеющих свою биографию. «Мой дом – моя крепость», - гласит русская пословица. «Сгори, мой дом», - вторит ей клятва.
    Читаем вслух записи на доске, заносим их в тетрадь.
    На доске - все значения слова «дом», которые внесены в словари С. Ожегова, В. Даля.
    Дом - строение, жилище, хоромы, изба, палаты, дворец, усадьба, особняк, лачуга, хижина, землянка, домовина.( Обсуждаем значения слов).
    Каждый из вас представит дом, в котором он хотел бы жить. Вы можете его обрисовать словесно, нарисовать, показать друг другу.
    - Какие ассоциации вызывает у вас слово дом? Запишите.
    Читаем вслух ответы учащихся:
    Тепло, свет, уют, гармония, очаг, семья, родина, страна, государство, мир, вселенная.
    - В каком доме вам хотелось бы жить?
    Читаем вслух ответы:
    В центре города; в лесу; у озера; за забором; в поле; подальше от города, чтобы никого не видеть.
    Обращаем внимание ребят на то, что большинство из них предпочитают жить в отдельных домах, вдали от мегаполиса. В этом желании оградить свой мир от чужих глаз и мирской суеты заключается обеспокоенность современного человека.
    Понятно и то, что под словом «дом» подразумевается и более широкое значение:
    Дом: 1.жилище, 2.страна, государство 3.мир, вселенная 4.вера, Бог 5.место в жизни, призвание.
  2. В романе Булгакова « Мастер и Маргарита» тема «дома» начинает звучать с первой страницы произведения. Не случайно поэт Иван Бездомный носит характерный для своего времени псевдоним, от которого откажется впоследствии. В романе мы находим несколько точек сопряжения действия. Предлагаю вашему вниманию 5 таких точек московского романного пространства:
    1. МАССОЛИТ – «типично коммунальное хозяйство»:
      1. Краткая историческая справка; почему даны два названия? Как можно перевести два названия? Почему ошибается писатель?
      2. Авторское отношение к правлению и членам МАССОЛИТа;
      3. Экскурсия по помещению МАССОЛИТа;
      4. Почему был сожжен Грибоедов?
      5. Зачем Бегемот спасает «ландшафтик» из гостиной?
      6. Как входят в контекст романа реминисценции из «Горя от ума» Грибоедова?
    1. Клиника Стравинского и театр Варьете – два полюса пространства романа:
      1. Как связаны между собой театр и клиника?
      2. Кто находиит успокоение в Доме скорби и почему?
      3. Зачем Воланд выступает с сенсом черной магии в Варьете?
      4. За что наказан Жора Бенгальский? (гл. 12. Конферансье плакал, ловил в воздухе что-то руками, бормотал: - Отдайте мне голову! Голову отдайте! Квартиру возьмите, картины возьмите, только голову отдайте!)
      5. Есть ли защита от Воланда?
    1. Не просто «нехорошая», но еще и « окаянная» квартира:
      1. Какие события происходили в квартире № 50, в доме 302/бис по Б. Садовой до появления Воланда со свитой?
      2. Почему именно здесь Воланд устраивает ВЕЛИКИЙ БАЛ САТАНЫ?
      3. Каковы взгляды Воланда на историю человечества? Подтверждаются ли они примерами судеб жильцов квартиры № 50?
      4. В чем смысл жаргона « перебросить»? Почему жильца квартиры № 50 Степу Лиходеева «перебрасывают»? (…Где я ? Какой это город? – Ну, Ялта…Степа тихо вздохнул…)
      5. Объясните участь «нехорошей» квартиры.
    1. Подвал и «башня»:
      1. Почему Булгаков поместил Мастера в подвал, а Маргариту с мужем – в верхний этаж готического особняка?
      2. Как Мастер оказался в Доме скорби? Был ли его уход доброволен? («…Через четверть часа после того, как она покинула меня, ко мне в окно постучали»; «Приснилась неизвестная Маргарите местность….»; «…искалечили, искалечили…»; )
      3. Какие чувства испытывает Мастер, прощаясь с Москвой? (гл. 31. «На Воробьевых горах»)
      4. Что Воланд уготовил Мастеру на вечность?
      5. Согласны ли вы с мнением богослова А. Кураева: «Не стоит завидовать участи Мастера. Тот, кто всю жизнь сам себя добровольно заключал то в музей, то в подвал, то в психушку, и после смерти не найдет свободы».
    1. Дом Пашкова – единственная точка, где соприкасаются два мира:
      1. Прокомментируйте выдержку из статьи искусствоведа М. М. Аленова: «Пашков дом не просто особняк, а особняк особняков в городе особняков…. Архитектура его олицетворяла не только идею частной жизни, но и дух целого города».
      2. Почему именно на крыше Пашкова дома встречается Воланд с Левием Матвеем?
      3. В чем суть диалога Воланда и Азазелло:
        - Какой интересный город, не правда ли?
        Азазелло шевельнулся и ответил почтительно:
        - Мессир, мне больше нравится Рим.
        - Да, это дело вкуса, - ответил Воланд.
      4. Какую панораму обозревает Воланд с высоты Пашкова дома? Прокомментируйте. Разбившись на группы, подготовьте выступление на 7-10 минут. Выслушав товарищей, сумейте задать вопрос или высказать свою иную точку зрения.
  1. Чтобы лучше понять масштабы бедствий: переоценку ценностей, доминирующий страх, разрушение личности, доносительство, провокаторские действия атеистов-москвичей, обратите внимание на 8-е стихотворение М. Цветаевой из цикла «стихи о Москве», написанное в 1916 году. Сравните ее отношение к городу в 1916 году и в 1940. (Фрагмент из письма М. Цветаевой В. А. Меркурьевой от 31 августа 1940 года дан в приложении)
    Как изменилась Москва за десять с небольшим лет?
  2. Составьте и запишите вопросы, на которые нужно ответить, чтобы изучить тему «Дома и бездомья» и написать сочинение или творческую работу. Работаем в парах или индивидуально.
    Прочитайте свои вопросы. Я запишу на доске, вы – в тетрадях.
    1. «Почему город ушел в землю и оставил по себе только туман»?
    2. Можно ли считать полной победу Воланда в московском пространстве?
    3. Как «квартирный вопрос» испортил москвичей?
    4. Как входят в контекст романа реминисценции из «Горя от ума» Грибоедова («Пожар способствовал ей много к украшенью»; «дома новы, но предрассудки стары»; «безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, кто с вами день пробыть успеет, подышит воздухом одним, и в нем рассудок уцелеет»).
    5. Обретет ли Иван Бездомный свой дом?
    6. Каждый ли человек может создать дом?
    7. Покой – это дом?
    8. Что значит: найди свой дом?
    9. Кто виноват в несчастьях Мастера?
    10. Почему в последнем пристанище Мастера всегда цветут вишни?
    11. Возможно ли разрешение «квартирного вопроса» в России?
  3. Выберете один из вопросов и письменно ответьте на него.
  4. Рефлексия. Какие цели вы ставили перед собой во время работы? Что оказалось интересным или неожиданным? Что – важным?
Информация
Форма входа

Приветствую Вас Гость

Важные документы

Самые активные
участники форума
1 - [ramix]61 сообщений
2 - Rico52 сообщений
3 - Admin44 сообщений
4 - riddik40 сообщений
5 - DeNZeL22 сообщений


© 2007-2024 «s197»
При использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт обязательна.


Сайт управляется системой uCoz