Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
Сегодня на сайте были:
Зарегистрировано: 276 |
|
Урок-мастерская |
Урок-мастерская построения знаний в 11 классе по теме « Дом и бездомье» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Что дает урок-мастерская учащемуся?
Падение читательской деятельности, перегруженность учащихся старших классов уроками и дополнительными занятиями, делают их безучастными на уроках литературы.
Нетрадиционная форма обучения – урок-мастерская – позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя или поэта, сконцентрироваться на острых проблемах времени , не утративших свою актуальность и теперь, освоить «в процессе рефлексивной деятельности изучаемую тему как свою», создать собственное, пусть небольшое, произведение, быть положительно оцененным по окончании работы.
Ход урока
-
Cегодня мы будем говорить о доме и домах, имеющих свою биографию. «Мой дом – моя крепость», - гласит русская пословица. «Сгори, мой дом», - вторит ей клятва.
Читаем вслух записи на доске, заносим их в тетрадь.
На доске - все значения слова «дом», которые внесены в словари С. Ожегова, В. Даля.
Дом - строение, жилище, хоромы, изба, палаты, дворец, усадьба, особняк, лачуга, хижина, землянка, домовина.( Обсуждаем значения слов).
Каждый из вас представит дом, в котором он хотел бы жить. Вы можете его обрисовать словесно, нарисовать, показать друг другу.
- Какие ассоциации вызывает у вас слово дом? Запишите.
Читаем вслух ответы учащихся:
Тепло, свет, уют, гармония, очаг, семья, родина, страна, государство, мир, вселенная.
- В каком доме вам хотелось бы жить?
Читаем вслух ответы:
В центре города; в лесу; у озера; за забором; в поле; подальше от города, чтобы никого не видеть.
Обращаем внимание ребят на то, что большинство из них предпочитают жить в отдельных домах, вдали от мегаполиса. В этом желании оградить свой мир от чужих глаз и мирской суеты заключается обеспокоенность современного человека.
Понятно и то, что под словом «дом» подразумевается и более широкое значение:
Дом: 1.жилище, 2.страна, государство 3.мир, вселенная 4.вера, Бог 5.место в жизни, призвание. -
В романе Булгакова « Мастер и Маргарита» тема «дома» начинает звучать с первой страницы произведения. Не случайно поэт Иван Бездомный носит характерный для своего времени псевдоним, от которого откажется впоследствии. В романе мы находим несколько точек сопряжения действия. Предлагаю вашему вниманию 5 таких точек московского романного пространства:
-
МАССОЛИТ – «типично коммунальное хозяйство»:
-
Краткая историческая справка; почему даны два названия? Как можно перевести два названия? Почему ошибается писатель?
-
Авторское отношение к правлению и членам МАССОЛИТа;
-
Экскурсия по помещению МАССОЛИТа;
-
Почему был сожжен Грибоедов?
-
Зачем Бегемот спасает «ландшафтик» из гостиной?
-
Как входят в контекст романа реминисценции из «Горя от ума» Грибоедова?
-
Клиника Стравинского и театр Варьете – два полюса пространства романа:
-
Как связаны между собой театр и клиника?
-
Кто находиит успокоение в Доме скорби и почему?
-
Зачем Воланд выступает с сенсом черной магии в Варьете?
-
За что наказан Жора Бенгальский? (гл. 12. Конферансье плакал, ловил в воздухе что-то руками, бормотал: - Отдайте мне голову! Голову отдайте! Квартиру возьмите, картины возьмите, только голову отдайте!)
-
Есть ли защита от Воланда?
-
Не просто «нехорошая», но еще и « окаянная» квартира:
-
Какие события происходили в квартире № 50, в доме 302/бис по Б. Садовой до появления Воланда со свитой?
-
Почему именно здесь Воланд устраивает ВЕЛИКИЙ БАЛ САТАНЫ?
-
Каковы взгляды Воланда на историю человечества? Подтверждаются ли они примерами судеб жильцов квартиры № 50?
-
В чем смысл жаргона « перебросить»? Почему жильца квартиры № 50 Степу Лиходеева «перебрасывают»? (…Где я ? Какой это город? – Ну, Ялта…Степа тихо вздохнул…)
-
Объясните участь «нехорошей» квартиры.
-
Подвал и «башня»:
-
Почему Булгаков поместил Мастера в подвал, а Маргариту с мужем – в верхний этаж готического особняка?
-
Как Мастер оказался в Доме скорби? Был ли его уход доброволен? («…Через четверть часа после того, как она покинула меня, ко мне в окно постучали»; «Приснилась неизвестная Маргарите местность….»; «…искалечили, искалечили…»; )
-
Какие чувства испытывает Мастер, прощаясь с Москвой? (гл. 31. «На Воробьевых горах»)
-
Что Воланд уготовил Мастеру на вечность?
-
Согласны ли вы с мнением богослова А. Кураева: «Не стоит завидовать участи Мастера. Тот, кто всю жизнь сам себя добровольно заключал то в музей, то в подвал, то в психушку, и после смерти не найдет свободы».
-
Дом Пашкова – единственная точка, где соприкасаются два мира:
-
Прокомментируйте выдержку из статьи искусствоведа М. М. Аленова: «Пашков дом не просто особняк, а особняк особняков в городе особняков…. Архитектура его олицетворяла не только идею частной жизни, но и дух целого города».
-
Почему именно на крыше Пашкова дома встречается Воланд с Левием Матвеем?
-
В чем суть диалога Воланда и Азазелло:
- Какой интересный город, не правда ли?
Азазелло шевельнулся и ответил почтительно:
- Мессир, мне больше нравится Рим.
- Да, это дело вкуса, - ответил Воланд. -
Какую панораму обозревает Воланд с высоты Пашкова дома? Прокомментируйте.
Разбившись на группы, подготовьте выступление на 7-10 минут. Выслушав товарищей, сумейте задать вопрос или высказать свою иную точку зрения.
-
Чтобы лучше понять масштабы бедствий: переоценку ценностей, доминирующий страх, разрушение личности, доносительство, провокаторские действия атеистов-москвичей, обратите внимание на 8-е стихотворение М. Цветаевой из цикла «стихи о Москве», написанное в 1916 году. Сравните ее отношение к городу в 1916 году и в 1940. (Фрагмент из письма М. Цветаевой В. А. Меркурьевой от 31 августа 1940 года дан в приложении)
Как изменилась Москва за десять с небольшим лет? -
Составьте и запишите вопросы, на которые нужно ответить, чтобы изучить тему «Дома и бездомья» и написать сочинение или творческую работу.
Работаем в парах или индивидуально.
Прочитайте свои вопросы. Я запишу на доске, вы – в тетрадях.-
«Почему город ушел в землю и оставил по себе только туман»?
-
Можно ли считать полной победу Воланда в московском пространстве?
-
Как «квартирный вопрос» испортил москвичей?
-
Как входят в контекст романа реминисценции из «Горя от ума» Грибоедова («Пожар способствовал ей много к украшенью»; «дома новы, но предрассудки стары»; «безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, кто с вами день пробыть успеет, подышит воздухом одним, и в нем рассудок уцелеет»).
-
Обретет ли Иван Бездомный свой дом?
-
Каждый ли человек может создать дом?
-
Покой – это дом?
-
Что значит: найди свой дом?
-
Кто виноват в несчастьях Мастера?
-
Почему в последнем пристанище Мастера всегда цветут вишни?
-
Возможно ли разрешение «квартирного вопроса» в России?
-
Выберете один из вопросов и письменно ответьте на него.
-
Рефлексия. Какие цели вы ставили перед собой во время работы? Что оказалось интересным или неожиданным? Что – важным?
|
|
|
Форма входа |
Приветствую Вас Гость |
Самые активные участники форума |
|
|